Ремонт квартиры своими руками

Жизнь без тирамису: когда в России заработает импортозамещение

Опубликовано: 23.09.2017 в 12:58

Автор:

Категории: Статьи

Экономический обозреватель m24.ru Константин Цыганков – о любви россиян ко всему зарубежному, о реакции отечественных производителей на санкции и о том, когда ждать результата процесса импортозамещения.

Давайте я попробую объяснить, почему в нашей стране так плохо работает импортозамещение. Российский рынок последние лет десять характеризовался низкой эластичностью спроса. Это означает, что можно сколько угодно повышать цену на товар – спрос на него не поменяется. 

В теоретической экономике товарами с устойчивым спросом принято называть продукты питания первой необходимости, вроде хлеба и воды, а также товары, связанные с зависимостями и привычками (например, табак и алкоголь), однако в объективной реальности в эту группу попадают и многие другие виды товаров и услуг. Для нашей страны это в первую очередь иностранное оборудование и средства производства (станки, инструменты, строительная техника и т.п.), а также комплектующие. 

Соответственно, маржа производителя и отпускная цена формируются здесь по принципу «если вы хотите качественное и иностранное, покупайте у меня за ту цену, которую я вам назначу». Самый простой, но яркий пример, на мой взгляд, – это история с отечественным судостроением, где доля иностранных комплектующих в судовых машинах и приборах достигает 95 процентов, при этом собираются и выпускаются они в России.

Отечественный производитель страдает, плачет и стонет, пытается вырваться на рынок, но импортный продукт, во-первых, лучше по качественным характеристикам, а во-вторых, он же импортный! Сознание простого русского Васи по большому счету не изменилось с советских времен: если что-то сделано за пределами России, значит оно качественное, а если на это еще и бренд прилепили известный, Вася готов последние трусы отдать, лишь бы это купить. 

А слово «отечественный», когда оно применено к материальным благам, не соответствует статусу современного благополучного россиянина с iPhone в руке, камамбером в холодильнике и Toyota Camry (российской сборки в кредит на три года), припаркованным на тротуаре около дома. Если вы с этим не согласны и считаете что made in Russia – это не только скрепно, но и качественно, просто оглянитесь по сторонам. 

Скажите, часы у вас на руке, мобильник на столе, монитор, с которого вы это читаете, и даже одежда, которая на вас надета, – что из этого отечественное на 100 процентов? Если вы так уверены, что наше лучше чужеземного, почему тогда не пользуетесь этим? Но это уже лирика.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Около 600 предприятий города смогут получить статус приоритетного инвестпроекта

Красная икра к Новому году не подорожает – Росрыболовство

«Вечер»: Импортозамещение не коснется иностранных медпрепаратов

Вернемся на рынок. 

Итак, российский товар борется за выживание. Производитель пытается повысить качество, вкладывает последние деньги в НИОКР и даже бегает к профильным регуляторам с просьбами о поддержке. Но те отвечают, что у нас рыночная экономика, мол, вы сами за это боролись в 1991 году, поэтому вот дверь – и будьте счастливы. И да, инвестиций не будет. 

Ведь чтобы получать от вас выхлоп, инвестору нужно потратить миллионы денег, пройти сто кабинетов и согласований и еще ждать лет десять, пока вы займете хоть какую-ту нишу на рынке.

И вот в один прекрасный день в лексикон населения всей страны врывается слово «санкции». Когда-то далекое и чисто теоретическое, оно по воле законодателя начинает обретать реальные черты, и немного шокированный отечественный производитель видит, что все иностранные конкуренты вымерли, а в радиусе 1/6 части суши на рынке – только он и еще один несчастный, который в таком же замешательстве внезапно оказался посреди непаханого поля неограниченных возможностей. 

Что делать этим двоим? 

Оправившись от шока и сменив смущение на восторг, они со скоростью света мчатся на свои предприятия и… снижают качество выпускаемой продукции, тем самым сводя издержки к минимуму.

Вы скажете, как же так, есть же ГОСТ!!! Но дело в том, что производство по ГОСТу – совершенно необязательное условие. Скажу даже больше: национальные стандарты существуют не для всех товаров и услуг! Зачастую для производства достаточно так называемых технических условий (ТУ). По идее закона о техрегулировании, ТУ должны повышать качество производства по сравнению с ГОСТ РФ, но, как и все в нашей великой стране, эту идею перевернули с ног на голову, отдав утверждение ТУ на откуп территориальным (региональным) органам Ростехрегулирования. 

А после того как ТУ утверждены (как, кем и почему – знает только чиновник, их утвердивший), к ним нет доступа у простых смертных – они считаются секретом производства и коммерческой тайной производителя. И понять, соответствует ли продукт ГОСТу (или в отсутствие оного – обычным нормам качества), может только контролирующий орган при наличии достаточных оснований подозревать производство в недобросовестности. 

Да, и кстати, соответствие ГОСТу тоже не панацея, ибо предполагает лишь отсутствие вреда жизни и здоровью потребителя, а совсем не повышенные требования к качеству товара. В общем, стандарты не барьер, понижать издержки, сохраняя потребительские свойства продукта, в России можно практически до бесконечности.

Вы можете спросить: как же так можно? Да легко! И если раньше, приходя на рынок, Василий мог выбрать необходимый ему товар из предложений множества производителей, теперь выбора только нет: унитаз либо розовый, либо треснутый. Возьмем простой пример: вы хотите сделать тирамису и приходите в магазин купить необходимый вам для этого десерта итальянский сыр маскарпоне. А его нет. Ну то есть он есть, но не итальянский, а в лучшем случае сербский. 

Если сравнить составы (благо в интернете осталась информация о них), вы легко увидите разницу в ингредиентах между итальянским маскарпоне и любым иным. И поверьте мне, на вкус эта разница ощутима. Но в магазине нет других вариантов. И вы вынуждены покупать то, что есть. Или отказаться от тирамису. А представьте себе, что ваш драгоценный детеныш его обожает и со слезами просит на день рождения. Конечно, вы возьмете сербский. Или российский. Да, лучше российский. Или нет. Неважно – важно приготовить что-то похожее на тирамису (дите маленькое, не разберется).

Фото: ТАСС/Евгений Курсков

Но, в общем-то, бог с ним, с маскарпоне – можно, в конце концов, объяснить ребенку прописную истину от The Rolling Stones: ты не можешь всегда получать то, чего хочешь. А как насчет мяса, рыбы, колбасы, орехов, обычных и сухих фруктов? Ведь качество всего этого резко упало после санкций, а стоимость совсем не снизилась. 

К примеру, вы давно брали миндаль с полки продуктового магазина? Посмотрите на ценник – вы удивитесь. А когда попробуете – удивитесь еще больше, и вряд ли приятно. Ведь что делает наш производитель дальше? 

Правильно, начинает задирать отпускные цены. А почему нет? Спрос-то остался неизменным, несмотря на низкое качество, а Василию все так же нужен ваш товар, и он будет его покупать втридорога.

И что мы имеем? У производителя падают издержки, а доля рынка и прибыль растут. Шикарно, что еще сказать! Идеальная экономическая среда для бизнесменов с подходом к делу по правилу «после меня хоть потоп».

Вот и получается, что все это отечественное импортозамещение – банальная монополизация рынка, ведущая к снижению качества товаров и услуг с одновременным ростом цен. Конечно, можно открыть в «Википедии» статью «импортозамещение в России» и узнать об успехах нашей страны в данном направлении, а можно просто внимательно изучить отдельные отрасли хозяйства и сделать вывод, что реальный объем импортозамещения в стране не превышает пока 30 процентов.

При этом я остаюсь оптимистом и всерьез считаю, что полноценно заместить импорт возможно. Для этого нужно выполнить два главных условия:

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Новый виток: как новые санкции скажутся на потребителях

Еда с грядки: готова ли Россия к фермерским продуктам питания

«Расчет в попугаях»: как отличаются расходы на общественный и личный транспорт

1. За год-два невозможно наладить всю цепочку производства – от станков и компонентов до конечного продукта. Как минимум в наших условиях для этого потребуется 5–10 лет. Нужно поднять НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), подготовить и обучить кадры, вспомнить советские инженерные достижения и на их базе с уже имеющимся иностранным опытом произвести реальную модернизацию.

2. Экономика – это очень сложный механизм, вмешиваться в работу которого не рекомендуется. Нельзя просто так взять и заставить людей производить что-то качественно. Нельзя просто так взять, собрать всех высокотехнологичных производителей и разработчиков в одной деревне и сказать: «Творите!» Бизнес все сделает и решит для себя сам. Единственное, что можно и нужно делать – оказывать поддержку: финансовую, кредитами, субсидиями, льготами и т.д. Но самое главное – не мешать! Так что я верю в отечественную продукцию. Но в ближайшие лет 10–15 буду пользоваться иностранной. И ждать, когда придет время заменить на руке швейцарские часы на российские. 

А там, глядишь, и бытовую технику и, может быть, даже смартфон. Но этого, наверное, все лет 20 ждать. Научились бы для начала качественный маскарпоне делать. 

Проще было бы дожидаться…